Особенности конституционного процесса Вопрос о конституционном развитии России относится к предмету истории государства и права России, и в данном курсе нет необходимости останавливаться на этом вопросе. Скажем лишь, что первая Конституция в России была принята в 1918 году и закрепила победу Октябрьской революции, установление в стране рабоче-крестьянской власти. После образования Союза ССР (декабрь 1922 г.), в 1925 году была принята вторая Конституция РСФСР, третья — в 1937 году, четвертая — в 1978 году. Ныне действующая Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. после распада СССР и образования независимого Российского государства.
До 12 декабря 1993 г., в 1989—1993 гг., проходил этап конституционных реформ. Особенности этого этапа связаны, в частности, с провозглашением государственного суверенитета России, установлением принципа разделения властей, введением новой избирательной системы, поста Президента России, парламентаризма, отказом от монопольной роли одной политической партии, закреплением многообразия форм собственности, новым подходом к федеративному устройству государства.
Особенности конституционного процесса 90-х годов выражаются в следующем.
1. Проект Конституции разрабатывался в особом порядке, который включает в себя несколько этапов.
Первым Съездом народных депутатов РСФСР была образована Конституционная комиссия (июнь 1990 г.), которая работала над проектом до марта 1993 г. Из-за противоборства между представительным органом власти (Съездом народных депутатов и Верховным Советом) и Президентом Российской Федерации с марта 1993 г. началась подготовка альтернативного проекта, так называемого президентского варианта (не следует забывать, что Президент оставался Председателем Конституционной комиссии). Конституционная комиссия 7 мая 1993 г. отклонила президентский вариант проекта, тем самым фактически ликвидировав почву для достижения компромисса между властями по проекту новой Конституции.
С мая 1993 г. работу над президентским вариантом : проекта продолжило Конституционное совещание, образованное по инициативе Президента Российской Федерации в соответствии с его Указом от 20 мая 1993 г. В составе Конституционного совещания было 250 членов. Свою работу Конституционное совещание проводило по пяти секциям: федеральных органов власти; органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; партий и общественных объединений; предпринимателей и товаропроизводителей. В работе Совещания принимали участие некоторые народные депутаты Российской Федерации, члены Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, представители Генеральной прокуратуры.
На пленарном заседании Конституционного совещания 12 июля 1993 г. проект Конституции был утвержден. Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. были распущены Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации. После трагических событий 3—4 октября 1993 г. работа над проектом вступила в завершающую стадию. Распоряжением Президента Российской Федерации от 24 сентября 1993 г. была образована Общественная палата Конституционного совещания. Распоряжением Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 г. были утверждены Положения о Государственной и Общественной палатах Конституционного совещания, на заседаниях которых 2 ноября 1993 г. согласовывается окончательный вариант проекта, который был затем вынесен на референдум*.
Конституция принималась в особом порядке — впервые в России не законодательным органом, а всенародным голосованием. Решение о проведении референдума было оформлено Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 г., которым было утверждено соответствующее Положение. Одновременно с референдумом по Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. проводились выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации— тоже не на основе закона, а в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 1 и 11 октября 1993 г., утвердившими Положение о выборах депутатов * См.: Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля— 10 ноября 1993 г. Т. 18. 8 сентября— 21 октября 1993 г. М., 1996.
9
Государственной Думы в 1993 году и Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году.
Выделим несколько характерных черт Конституции Российской Федерации 1993 года:
а) адекватность складывающимся общественным от ношениям: она отражает переходный, противоречивый характер российского общества, закрепляет тот уровень социально-экономического, общественного и государственного развития, которого достигло общество на этапе принятия Конституции;
б) регулирует основополагающие общественные от ношения, служит правовой базой текущего законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях;
в) обладает высшей юридической силой, имеет пря мое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15);
г) впервые закрепляет положения о высшей ценности прав и свобод человека, об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); о признании и гарантированное™ прав и свобод на уровне общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 17); о защите прав и свобод в межгосударственных органах (ч. 3 ст. 46); о не посредственном действии прав и свобод (ст. 18).
При функциональной характеристике Конституции Российской Федерации принято выделять:
а) политическую функцию, которая заключается в том, что Конституция закрепляет политическое многообразие, многопартийность, идеологический плюрализм;
б) правовую функцию, которая заключается в том, что Конституция служит ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, исходные для всех отраслей права;
в) гуманистическую функцию, которая состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закрепляются права и свободы человека и гражданина, соответствующие общемировым стандартам.
Важную роль для характеристики Конституции Российской Федерации играет ее структура. Она включает в себя преамбулу, 2 раздела, 9 глав, 137 статей, 301 часть, 102 пункта.
Раздел первый состоит из девяти глав:
Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1—16).
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17—64).
Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65—79).
Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80—93).
Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94—109).
Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. ПО—117).
Глава 7. Судебная власть (ст. 118—129).
Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130—133).
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134—137).
Раздел второй "Заключительные и переходные положения" включает девять пунктов. Данное структурное подразделение является особенностью российской Конституции 1993 года и не встречалось в ранее действовавших конституциях.
Гарантии реализации конституционно-правовых норм выражаются, в частности, в следующем.
1. Поскольку нормы Конституции имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации, ее граждане, все другие субъекты, применяющие Конституцию, вправе требовать ее исполнения в полном объеме и защищать свои конституционные права в суде. На это и направлено постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия". Пленум рекомендовал судам применять непосредственно Конституцию при разрешении дел в следующих случаях:
когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
когда закон либо другой нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Гарантом Конституции является Президент Российской Федерации, что определено ст. 80.
Статьей 135 установлен особый порядок пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации. Предусматривается такая форма охраны Конституции, как конституционное судопроизводство, осуществляемое Конституционным Судом Российской Федерации.
|